В 2021 году Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о проведении недели медийной и информационной грамотности, указав на необходимость распространения фактической, своевременной, целенаправленной, четкой, доступной, многоязычной и научно обоснованной информации.
Накануне глобальной недели медийной и информационной грамотности 22 октября 2024 года в стенах Оренбургской региональной автономии казахов состоялась первая встреча Казахского краеведческого общества. Представители АНО «Центр медиаграмотности», ОРНКА, областного общества татарских краеведов, краеведы-этнографы из Белявского района обсудили проекты по сохранению культурного наследия казахов и татаров региона, структурированию и донесению достоверной информации. Инициатором создания Казахского краеведческого общества стал молодой ученый-исследователь Ерлан Туралиев.
Ерлан Туралиев — студент направления «История тюркских народов» Казанского (Приволжского) федерального университета. Вот уже два года как он начал заниматься эпиграфикой, исторической дисциплиной, изучающей содержание и формы надписей на твёрдых материалах (камне, керамике, металле и пр.). В контексте оренбургских памятников – это кулпытасы, которые устанавливали зажиточные казахи при захоронении родственников.
Сегодня важным фактором производства и потребления информации стала ее достоверность. Мы решили узнать из «первых уст», для чего создано Казахское Краеведческое общество и каковы первые результаты исследований его руководителя Ерлана Туралиева.
Автор: Почему Вы стали заниматься изучением истории оренбургских казахов и как давно это произошло?
Е.Т.: Занимаюсь эпиграфикой с 2022 года, тогда на занятии по предмету «старотатарский язык» нас учили читать арабскую вязь. Я вспомнил, про варварски разрушенные памятники в Беляевском районе и стало обидно, что они до сих пор не изучены.
Первая экспедиция туда была организована в 2023 году, тогда мы с отцом, ездили, спрашивали у местного населения, где есть памятники написанные арабской вязью. Было найдено около 150 захоронений, но во временные рамки, которые я установил, их вошло 35. Данные результаты стали основой для курсовой и научной публикации. Позже на конкурсе научных работ Казанского университета мое исследование стало лучшим.
В 2024 году по инициативе Общества татарских краеведов познакомился с Венером Мударисовичем Усмановым, научным сотрудником Института языка литературы и искусства Академии наук Республики Татарстан. Его заинтересовала моя работа, так была организована уже вторая экспедиция в Беляевский район. Позже он выпустил книгу с более детальным анализом рисунков, текста кулпытасов Оренбуржья. Ведь памятники предоставляют, прежде всего, лингвистический и этнокультурный материал, важно, что именно такой орнамент значил для казахов.
В этом же, 2024 году я выступил в г. Алматы на международной научной конференции «V Аргынбаевские чтения», посвященные 100-летию крупнейшего казахского ученого-этнографа, доктора исторических наук, профессора Халела Аргынбаева.
Автор: Спасибо. Ерлан, сейчас Вы рассказали об этапах своего становления как исследователя. Можно ли уже сегодня описать первые результаты изучения кулпытасов Беляевского района?
Е.Т.: Да, конечно, на самих памятниках использовались основные виды орнаментов: растительный, геометрический, космогонический; бытовая и религиозная атрибутика и тамги.
Растительный орнамент – представлен очень широко, он символизировал путь в божественный пышный райский сад. Космогонический орнамент – спиралевидные линии, в сознании казахов представляли связь с образом змеи и нижнего мира, с темой вечного возвращения – «переселения душ». В послереволюционных памятниках — богато представлена религиозная атрибутика – полумесяцы, а вот в Алабайтале мы увидели изображение стилизованной мечети – три круга и полумесяц. Почему? Согласно исламскому учению у человека две жизни и две смерти. Первый круг символизировал первую смерть (состояния небытия до ниспослания души внутриутробному зародышу). Второй круг – первая человеческая жизнь, третий круг – человеческая смерть физического тела. Полумесяц – рождение человеческой души в ином мире. Касательно языка на кулпытасах использовался старотатарский язык. Почему татарский? Памятники изготавливались в Татарской Каргале мастерами – катибами. Не каждый казах мог позволить себе памятник из ракушеника и известняка, только богатый. И возвращаясь к теме языка, теме эпитафии, они писали на старотатарском языке. Самое интересное среди тамги (родовой знак), распространенной является – Қос Алип. Она принадлежит казахскому роду Тама.
Автор: Можно ли сегодня говорить о планах изучения кулпытасов не только в Беляевском районе?
Е.Т.: В планах более углубленно изучить Беляевкий район, позже можно приступить к экспедициям в Адамовский, Акбулакский районы, местам компактного проживания казахов.
Автор: Почему возникла идея образования Казахского Краеведческого общества?
Е.Т.: Когда стал изучать кулпытасы, я не знал людей-краеведов региона. Понял, что нет единого общества-краеведов, который изучал бы историю казахов. Объединение историков, краеведов для изучения, популяризации, сохранения казахской истории – вот в чем смысл создания такого общества.
Целью может стать — изучение материального наследия казахов, работа с архивами для составления полной картины истории казахов. В мыслях есть идея создания карты сакральных мест Оренбуржья, например, сначала Южного Урала, далее — всех казахов России.
Автор: Пока нет технологии передачи информации об истории, культуре, традициях казахов Оренбуржья населению. Наверное, одна из задач общества – трансляция знаний, просвещение граждан и организация экспедиций? За счет каких средств планируется эта деятельность?
Е.Т. В будущем финансирование может быть за счет грантов. Хотя уже сегодня выражаем слова благодарности Оренбургской региональной автономии казахов, благотворительному фонду «Байтерек» — Жанабаю Айткалиевичу и Оксане Каналыевне за создание условий для изучения казахского языка, культуры, традиций и истории казахов региона, именно при их поддержке установлены памятные таблички у кулпытасов Беляевского района.
Накануне нового года желаю успехов, креативных идей, открытого неба, позитивного настроения всем жителям Оренбуржья, мира и добра!
Интервью провела Айгуль Тажмуратова