В настоящее время значительно повысилось требование к повышению квалификации педагогических кадров в области медиаобразования и дистанционного образования. Проект «Медианавигатор» направлен на поддержку и оказание методической помощи по направлению повышения медийно-информационной грамотности педагогических работников образовательных организаций.

В рамках данного проекта совместно с ГАУДО ООДТДМ им. В.П. Поляничко в конце мая 2021 года организована и проведена Всероссийская конференция «Медиаобразование в сфере музыкального и художественного творчества дополнительного образования».

В первый день события ведущие ученые России и педагоги из Москвы, Томска, Ростова на Дону, Оренбургской области обсуждали проблемы развития медиаобразования в сфере искусства, теоретического осмысления и особенности повышения медийно-информационной грамотности в сфере  музыкального и художественного творчества, в том числе и в условиях дистанционного обучения. Среди них:

  • Екатерина Николаевна Шапинская, доктор философских наук, российский культуролог, исследователь проблем современной культуры и постмодернизма, эстетики и философии искусства;
  • Ирина Александровна Купцова, доктор культурологии, профессор кафедры культурологии Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»;
  • Янина Викторовна Солдаткина, доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы XX-XXI века Института филологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»;
  • Елена Валентиновна Мурюкина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры медиаобразования Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», аналитик кафедры ЮНЕСКО по медийно-информационной грамотности и медиаобразованию граждан при МПГУ;
  • Танцева Светлана Геннадьевна, заместитель руководителя Регионального ведомственного проектного офиса нацпроекта «Образование» (г. Томск), исполнительный директор Ассоциации специалистов медиаобразования, магистр медиаобразования;
  • Юлия Владимировна Воронина, начальник отдела воспитания и дополнительного образования Министерства образования Оренбургской области, к.п.н. (г. Оренбург);
  • Наталья Климовна Антюфеева, зам. директора ГАУДО ООДТДМ им. В.П. Поляничко (г. Оренбург);
  • Айгуль Амангалейевна Тажмуратова, директор АНО «Центр медиаграмотности», магистр медиаобразования, руководитель представительства Ассоциации медиаобразования в Оренбургской области (г. Оренбург);
  • Ольга Михайловна Скибина, профессор кафедры литературы, журналистики и методики преподавания литературы Оренбургского государственного педагогического университета, доктор филол. наук;
  • Азат Дамирович Ханнанов, директор АНО «Институт информационных технологий в образовании», руководитель проекта ДШИ.онлайн (г. Москва).

Анализ изучения региональных моделей системы медиаобразования показал, что современные модели медиаобразования в Томской, Свердловской областях, Алтайском крае, в г. Таганроге, а также в других регионах России основаны на взаимодействии с массмедиа и развитием киноискусства.

В Оренбургской области, в отличие от других регионов России формируется региональная модель медиаобразования в сфере музыкального и художественного творчества организаций дополнительного образования. Специалисты ЮНЕСКО считают данный опыт уникальным, он может быть распространен на любой регион Российской Федерации. Факт проведения  Всероссийской конференции свидетельствует о результатах, полученных педагогами Оренбуржья за последние три года.

Медийно-информационная грамотность представляет широкий спектр практик, которые, так или иначе, затрагивают все сферы образования − как общего, профессионального, так и дополнительного.

2020 год был во многом переломным для образовательных систем мира. В связи с тяжёлой эпидемиологической ситуацией во многих странах были закрыты учебные заведения. Повсеместно, с переменным успехом, образование переходило на дистанционные формы обучения, пытаясь перестроить классические учебные планы к новым формам цифровой реальности. Насколько это удалось, каковы результаты и непредвиденные последствия – покажет будущее.

Однако, медийно-информационная грамотность не исчерпывается школьными кабинетами и вузовскими аудиториями. Огромный неразработанный пласт вопросов связан с дополнительным образованием и, прежде всего, с теми его областями, которые подразумевают творческий подход. К ним относится и художественная направленность дополнительного образования.

Вторая часть события состоялась в формате работы секций, где педагоги дополнительного образования Оренбургской области описывали отдельные методики и практики, созданные, по большей части ими самими. Это был опыт следующих сотрудников организаций дополнительного образования:

  • Эльвиры Миратовны Мухиной, педагога-организатора высшей квалификационной категории ГАУДО ООДТДМ им. В.П. Поляничко (г. Оренбург);
  • Марины Анатольевны Дубровиной, педагога высшей квалификационной категории ГАУДО ООДТДМ им. В.П. Поляничко (г. Оренбург);
  • Татьяны Евгеньевны Сурковой, педагога первой квалификационной категории ГАУДО ООДТДМ им. В.П. Поляничко, руководитель областного методического объединения педагогов по инструментальному направлению (г. Оренбург);
  • Юлии Федоровны Никифоровой, методиста первой квалификационной категории МБУДО «Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»;
  • Анны Михайловны Рябовой, педагога высшей квалификационной категории ГАУДО ООДТДМ им. В.П. Поляничко (г. Оренбург);
  • Любовь Петровны Павлий, педагога первой квалификационной категории МАУДО ЦДТ «Радуга» Гайского г.о., руководитель образцового детского коллектива (Гайский г.о.);
  • Людмилы Викторовны Арслановой, методиста первой квалификационной категории МАУДО ЦДТ «Радуга» Гайского г.о., координатор Центра медиаобразования по художественному творчеству Гайского г.о. (Гайский г.о.);
  • Леонида Владиленовича Баркова, аналитика кафедры Юнеско по медийно-информационной грамотности и медиаобразованию граждан при МПГУ руководитель Всероссийского проекта «Турнир по медийно-информационной грамотности «#ЗнаюМИГ», член Союза журналистов России (г. Москва);
  • Ирины Геннадьевны Чайковской, зав. художественным отделом МАУДО ЦРТДЮ г. Новотроицка (г. Новотроицк);
  • Марии Владимировны Филатовой, методиста высшей квалификационной категории МБУДО г. Бузулука ЦДТ «Радуга», магистр (г. Бузулук);
  • Александры Александровны Балашовой, руководителя структурного подразделения художественного отдела МБУДО г. Бузулука ЦДТ «Радуга» (г. Бузулук).

 

Второй день Всероссйской конференции прошел в формате образовательного события. Организована работа для учащихся творческих объединений организаций дополнительного образования художественной направленности «Горизонты открытий медиаобразования». Ребята из г.г. Оренбурга, Орска, Медногорска, Гайского г.о., Оренбургского, Саракташского, Илекского районов представили свои медиаобразовательные проекты. Исследования в области хореографии, инструментальной музыки, анимации, казачей и народной песни, создания видео, театрального искусства представили интерес для экспертов:

  • Розалии Михайловны Мельниковой – магистранта кафедры медиаобразования ИЖКМ МПГУ (г. Снкт-Петербург);
  • Айгуль Амангалейевны Тажмуратовой − методиста высшей квалификационной категории ГАУДО ООДТДМ им. В.П. Поляничко, магистра медиаобразования, руководителя представительства Ассоциации медиаобразования в Оренбургской области (г. Оренбург);
  • Анвара Кавидулловича Алдамжарова − педагога высшей квалификационной категории ГАУДО ООДТДМ им. В.П. Поляничко, магистра педагогики, руководителя образцового детского коллектива ТСК «Радуга» (г. Оренбург).

По их оценке представленные работы учащихся могут иметь дальнейшее продвижение и будут способствовать формированию их исследовательских  компетенций средствами различных видов искусства.

По итогам проведения Всероссийской научно-практической  конференции «Медиаобразование в сфере музыкально-художественного творчества дополнительного образования» опубликован спецвыпуск сетевого научно-образовательного издания по вопросам медиакультуры, информационного общества, коммуникативистики «Медиа. Информация. Коммуникация»  https://mic.org.ru/vyp/36-2/

Конференция состоялась в память Ирины Владимировны Жилавской, зав. кафедрой медиаобразования Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ, зав. кафедрой ЮНЕСКО медийно-информационной грамотности и медиаобразования граждан при МПГУ, члена Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», члена правления Национальной ассоциации медиаисследователей, президента Ассоциации специалистов медиаобразования, главного редактора журнала «Медиа. Информация. Коммуникация», автору теории всеобщих медиа, ставшей основополагающей для развития региональной модели медиаобразования Оренбургской области.

Организаторы искренне надеются, что материалы Всероссийской конференции помогут практикующим педагогам в их нелёгкой работе в новых условиях цифровой реальности, дадут пищу для размышлений, а также самостоятельного творчества по внедрению компетенций медийно-информационной грамотности в сферу музыкального и художественного творчества.

Ссылка на конференцию 27.05.2021− https://www.youtube.com/watch?v=PM—VgIdy3s

Ссылка на конференцию 28.05.2021− https://youtu.be/b_J6ucbyQJ0

В сентябре  2021 года педагоги региона приняли участие в XII Международной научно-практической конференции памяти И.В. Жилавской  «Медиаобразование: стратегии развития – 2021». Модератором, экспертом и спикером на секции «Медиаобразование: возможности обновления содержания и технологий дополнительного образования» стала А.А. Тажмуратова, директор АНО «Центр медиаграмотности», спикером – О.В. Васильева, педагог дополнительного образования МАУДО ЦРТДЮ г. Новотроицка Оренбургской области. В работе секции также приняли участие  методисты и медиапедагоги из Москвы, Томска, Санкт-Петербурга, Кирова, Барнаула, Перми были представлены региональные модели развития медиаобразования и лучшие медиаобразовательные практики, реализованные учреждениями дополнительного образования детей и некоммерческими организациями в рамках дополнительных программ социально-гуманитарной, художественной и технической направленностей, а также успешные практики организации повышения квалификации педагогов по вопросам медиаобразования. (Полную версию секции «Медиаобразование: возможности обновления содержания и технологий дополнительного образования» можно посмотреть на канале МПГУ по ссылке: https://youtu.be/Mhq9xAf7Z6w).

Обучить педагогов навыкам создания медиаобразовательного проекта, внедрению медиаобразовательных технологий в образовательный процесс, формам презентации опыта и участия в конкурсах, фестивалях по своему направлению на разных уровнях – задачи проекта на ближайшую перспективу.

В декабре 2021 года мы приняли участие в юбилейной Х Международной конференции «Повышение эффективности социальной рекламы в России. В Оренбуржье появилось три эксперта по социальной рекламе, признанные профессиональным сообществом: Айгуль Тажмуратова (АНО «Центр медиаграмотности», Вера Донскова (АНО «Эпоха водолея») и Мария Слободина (НКО «Прикосновение»). После данного события представители власти, СМИ и третьего сектора в Общественной палате Оренбургской области планируют создать Экспертный Совет по социальной рекламе в регионе.

Наш проект «Медианавигатор» летом 2022 года вошел в число победителей пятого конкурса корпоративного волонтерства ПАО «Ростелеком».
В качестве награды компания выделила денежный грант в размере более 140 тысяч рублей на реализацию проекта.

 

В период с 1 октября по 1 декабря 2022 года реализован проект обучения руководителей школьных медиацентров региона «Медианавигатор». В первом блоке программы рассматривались нормативно-правовые документы для работы школьного медиацентра, темы о создании контента и его продвижении в информационной среде, технологиях работы с информационными ресурсами.  Во второй части – разбирались практические советы специалистов в сфере цифровой безопасности, описание сервисов с выполнением практических заданий.

Укомплектованы обучающие группы педагогов – на октябрь группа педагогов из школ города Оренбурга №№  4, 18, 47, 52, 56, 70, 78, 80, 87, гимназии №№ 3, 4, 5 – всего 13 человек.

Вторая группа педагогов из следующих территорий Оренбургской области: г.г. Оренбурга, Бугуруслана, Новотроицка, Бузулука, Орска, Медногорска, Гайского, Соль-Илецкого, Сорочинского, г.о. Грачевского, Сакмарского, Пономаревского, Переволоцкого, Акбулакского, Тюльганского, Илекского, Новосергеевского, Адамовского, Беляевского, Кваркенского, Курманаевского, Первомайского, Саракташского, Ташлинского, Бузулукского районов – всего 165 человек.

Наиболее активными участниками проекта первой группы обучения из города Оренбурга стали: Кутерева Юлия Александровна (школа № 47), Лапшина Вероника Федоровна (школа № 78), Каратаева Татьяна Алексеевна (гимназия № 3), Саликова Анна Викторовна (гимназия № 4), Пимахина Ольга Дмитриевна (школа № 70), Алсуфьев Алексей Олегович (школа № 52), Лукина Наталья Александровна (школа № 87).

Активными слушателями второй группы обучения из территорий Оренбургской области стали: Арсланова Людмила Викторовна, Ишемгулова Руфина Газизовна (Гайский г.о.), Ухова Оксана Владимировна (Ташлинский район), Утесенова Бутакуз Кендрбаевна (Адамовский район), Трофимова Анна Петровна (Первомайский район), Воронова Алина Марселевна, Крамар Полина Сергеевна, Кузнецова Ирина Ивановна (г. Оренбург), Попов Глеб Игоревич (г. Бузулук), Демина Алена Анатольевна, Арсенева Марина Николаевна (Бузулукский район), Хадырова Айман Михайловна (Беляевский район), Яшников Виктор Иванович, Казакова Ольга Евгеньевна (Тюльганский район).

Выступления и вебинары в рамках проекта «Медианавигатор»

Презентация сборника ЮНЕСКО по МИГ. «Медийно-информационная грамотность в цифровом мире: как научить учителей»

Выступление на школе педагогов-организаторов «Технологии проведения онлайн-мероприятия»

Защита проектов электронных учебных курсов, 28.08.2020

Выступление на семинаре «Медиаграмотность: особенности современного развития» в Новокузнецке

Первое занятие проекта «Информировать значит формировать»