В пятый раз в 2021-2022 учебном году проводился дистанционный турнир по медийно-информационной грамотности «#ЗнаюМИГ». Примечательно, что пятый юбилейный этап турнира стал новым витком в его развитии, теперь из областного он стал межрегиональным.
В конкурсе приняли участие обучающиеся образовательных учреждений Оренбургской области из 7 территорий: гг. Оренбурга, Гайского, Соль-Илецкого, Ясненского городских округов, Адамовского, Акбулакского, Беляевского районов и одного субъекта РФ – Ханты-Мансийского автономного округа.
Общее руководство Турниром осуществляют автономная некоммерческая организация содействия развитию медийно-информационной грамотности населения «Центр медиаграмотности» и государственное автономное учреждение дополнительного образования «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко» при поддержке министерства образования Оренбургской области. Мы благодарим Комиссию по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям за организационно-экспертную поддержку Турниру. А также информационного партнера Турнира − медиахолдинг «Регионы России».
Качественный состав участников следующий:
— 29,5% из образовательных организаций;
— 70,5 % из организаций дополнительного образования.
В том числе из организаций дополнительного образования:
— 84,7% из объединений социально-гуманитраной направленности;
— 15,3% из объединений технической направленности.
По сравнению с прошлым годом все так же большая часть участников турнира из организаций дополнительного образования, занимающихся в объединениях социально-гуманитарной направленности.
Вопросы содержательного характера формулировались в направлении повышения медийно-информационной грамотности учащихся.
Наибольшее количество правильных ответов получено по вопросам о персональных данных, социально-политической тематике.
Наибольшие затруднения у претендентов на звание лучшего знатока медийно-информационной грамотности вызвали вопросы:
− Как проверить достоверность информации в Интернете?
К верным вариантам относится три − проверить на авторитетных источниках информации, необходимо перейти к литературным источникам, выяснить рейтинг ресурса, на котором размещена информация, насколько он популярен среди пользователей.
К неверным:
а) проверить в Википедии;
б) если я знал об этой информации раньше
Правильных ответов было – 37,5%
− Как защитить компьютер от вирусов, червей, троянов?
К верным вариантам относится три – работать с ограниченными правами на своем компьютере; не переходите по ссылкам на сторонние сайты; обновляйте операционную систему и самые распространенные программы; не переходите по ссылкам на сторонние сайты.
К неверным – вы видите всплывающее окошко, в котором сообщается, что обнаружены вирусы, трояны – предлагается исправить проблему, для чего нажать соответствующую кнопку и скачать файл; подключайте внешнее устройство с антивирусной программой; скачивайте из Интернета необходимое программное обеспечивание
Среди результатов не было ни одного правильного ответа.
− Технология получения информации?
Правильный ответ – многоканальность экранное восприятие информации сетивизм.
Неправильные:
1. пресса и общедоступные документы
2. информация, получаемая при наблюдении за конкурентами
3. систематизация исходной информации
Среди результатов не было ни одного правильного ответа.
− Кто такой блогер?
К верному варианту относится − человек, в распоряжении которого есть собственный сайт, на котором он публикует собственные записи
К неверным:
- это деятельность по созданию интересных, познавательных или интригующих роликов той или иной общественной тематики с последующей их обработкой и выкладкой в популярные видео-хостинги, соцсети и т.д.
- человек, который занимается созданием, обработкой и выкладкой в Сеть интересных, познавательных или интригующих роликов
- начало регистрации, когда билет, который ты получишь от представителя турфирмы или авиакомпании
Правильных ответов – 16%.
− Выберите способы определения фейковых фото?
К верным вариантам относится три – можно воспользоваться фильтрами и слоями в графическом редакторе; проверить техническую информацию файла через специальный сервис; попробуйте найти среди картинок в интернете аналоги подозрительной фотографии.
К неверным: внимательно посмотреть на фото; посмотреть в каком формате сделано фото; рассмотреть особенности фото – неверный баланс белого, невыразительные цвета с преобладанием темных оттенков.
Правильных ответов – 5%.
– Среди приведенных понятий укажите те, в которых допущена смысловая ошибка
К верным вариантам относится три – медиасредства, медиаконтент медиаконтент
К неверным: медиатехнологии, медиаволонтеры
Следует отметить, что нынешний турнир отличается рекордно (за годы существования – 2018г. – 39 чел.; 2019г. – 72 чел.; 2020 г. – 111 чел.; 2021 г. – 108 чел.; 2022 г. – 15 чел.) низкими показателями количества участников. Данный факт, скорее всего, можно объяснить латентным течением самого турнира (задания на сайте размещены в течение полугода) – участники могут откладывать выполнение заданий и в, конечном, итоге опоздать с выполнением заданий. Также считаем, что карантинные мероприятия, которые проводятся в течение последних двух лет, способствуют потере интереса к дистанционным формам проведения мероприятий. Другой стороной виртуального турнира является отсутствие личного общения с другими конкурсантами и экспертами, невозможность получения новых впечатлений. Названные факторы содержат огромный воспитательный и стимулирующий потенциал, который виртуальные конкурсы компенсировать не способны. Будущее турнира по медийно-информационной грамотности «#ЗнаюМИГ» видится в организации события в новом формате, в настоящее время продумываются организационные и содержательные моменты.
В целом, по результатам межрегионального дистанционного турнира по медийно-информационной грамотности «#ЗнаюМИГ» сложились следующие итоги:
Диплом I степени – Николаева Вероника (12-14 лет), МБУДО «Детско-юношеский центр» МО Ясненский городской округ», педагог Неприна Раиса Леонидовна;
Диплом I степени – Шахалеевич Полина (15-18 лет), ГАУДО «Оренбургский областной Дворец творчества детей и юношества им. В.П. Поляничко», творческое объединение «Новостная эстетическая служба», педагог Тажмуратова Айгуль Амангалейевна;
Диплом II степени – Мубассаров Тимур (12-14 лет), ГАУДО «Оренбургский областной Дворец творчества детей и юношества им. В.П. Поляничко», творческое объединение «Новостная эстетическая служба», педагог Тажмуратова Айгуль Амангалейевна;
Диплом III степени – Гусар Полина (15-18 лет), МБОУ «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №2», педагог Акбалина Нина Юрьевна;
Победителям Турнира будет предложено участие во Всероссийских мероприятиях по тематике Турнира.
#МояХартия
#ЦентрМедиаграмотности
#ЭкологияМедиа
#Защитадетейвцифровойсреде